Первую отечественную систему мониторинга состояния конструкций самолетов и вертолетов, позволяющую прогнозировать возможные отказы и разрушения, создали российские специалисты.
Как сообщает ТАСС, об этом в интервью изданию рассказал научный руководитель компании-разработчика НИЦ «ИРТ» Владимир Каргопольцев.
Система мониторинга представляет собой набор миниатюрных датчиков различной физической природы (датчики акустической эмиссии, деформации, температуры, коррозии и др.), которые установлены в конструкции авиатехники и ведут комплексное измерение различных параметров их состояния. Полученная информация обрабатывается с помощью программного комплекса и в доступной форме выводится на ноутбук авиационного техника.
«Мы с помощью этой системы понимаем не только состояние машины, мы можем понять всю историю развития проблемы. Можем прогнозировать остаточный ресурс летательного аппарата и наступление предотказного состояния», — рассказал Каргопольцев.
По его словам, датчики системы непрерывно контролируют состояние значимых элементов конструкции машины в процессе полета. Они фиксируют начало появления дефектов, их развитие, появление трещин и информируют о возможном нарушении целостности конструкций.
Ученый также отметил, что идет дальнейшее развитие системы с использованием нового поколения датчиков с расширенными возможностями, увеличение охвата контролируемых элементов летательных аппаратов, их агрегатов и систем.
Работы по созданию этой системы мониторинга самолетов и вертолетов начались в 2015 году, когда НИЦ «ИРТ» и Фонд перспективных исследований запустили научно-исследовательскую работу «Хрусталь». Работа была успешно завершена в 2017 году и показала, что принципиально возможно на участке композитного материалы размером метр на метр тремя маленькими датчиками определять место энергии удара и возникновение трещин при отсутствии внешних видимых повреждений композитной панели.
Комментарии