Волга
0

Технологии «Купола» в школьных классах: уникальный образовательный эксперимент

Технологии «Купола» в школьных классах: уникальный образовательный эксперимент

Физика демонстрирует рекордный рост интереса среди российских старшеклассников — по данным 2025 года, количество желающих сдавать этот предмет на ЕГЭ увеличилось на целых 16%. Грядущее включение физики в перечень обязательных дисциплин для поступления на инженерные направления делает учебные заведения, уже сегодня специализирующиеся на техническом образовании, безусловными лидерами в подготовке будущих специалистов.

Как отмечают в пресс-службе Ижевского электромеханического завода «Купол» (ИЭМЗ «Купол», в составе Концерна ВКО «Алмаз-Антей»), показательным примером такого подхода выступает Экономико-математический лицей №29 в Ижевске. В этом учебном заведении с 2015 года успешно реализуется программа специализированных «Купол-классов» с углублённым изучением точных наук, где школьники получают фундаментальную подготовку для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Лицей №29 построил свою образовательную модель на принципе «математика плюс». Здесь углублённое изучение точных наук сочетается с развитием критического мышления и междисциплинарных компетенций. Такой подход приносит впечатляющие результаты: ученики регулярно побеждают в Национальной технологической олимпиаде и других престижных конкурсах, а выпускники строят успешную карьеру в ведущих IT-компаниях, научных центрах и на промышленных предприятиях.

При этом в лицее не забывают о гуманитарной составляющей. Уникальные выездные сессии, объединяющие историю, литературу и искусство, помогают ученикам развивать креативное мышление и широкий кругозор.

Сотрудничество лицея с Ижевским электромеханическим заводом «Купол» имеет полувековую историю. Ещё в 1974 году здесь были открыты первые школьные лаборатории радиоэлектроники. Сегодня этот партнёрский проект вышел на новый уровень: 90% выпускников «Купол-классов» поступают на востребованные промышленностью специальности, а многие после окончания вузов возвращаются работать на предприятие.

«Ребята приходят сюда осознанно, — отмечает директор лицея Владимир Аркашев. — В выпускных интервью они говорят о желании заниматься микроэлектроникой, автоматизацией производства, создавать программное обеспечение для изделий «Купола». Это лучший показатель эффективности нашей системы».

Особенность лицея — ориентация на реальные проекты. Ученики не ограничиваются теорией: они разрабатывают систему электронного документооборота для своей школы, конструируют автоматические хоккейные ворота с датчиками и реализуют другие технические решения.

«Настоящий инженер должен уметь работать руками, — подчёркивает Аркашев. — Многие прорывные идеи рождаются в процессе экспериментов, когда теория проверяется практикой».

В условиях дефицита учителей физики лицей находит нестандартные решения, привлекая к работе учёных и молодых специалистов — победителей олимпиад. Особое внимание уделяется методике преподавания: на каждом уроке выделяется время для обсуждения нестандартных задач и творческих гипотез.

«Главное — не просто дать знания, а зажечь интерес, — говорит директор. — Когда ученики видят, как наука преобразует реальность, они сами стремятся к новым открытиям».

В ближайших планах лицея — создание современных лабораторий и расширение сотрудничества с Удмуртским федеральным исследовательским центром РАН. Эти инициативы откроют новые возможности для проектов на стыке IT и физики, а также помогут удержать талантливую молодёжь в регионе.

«Самые амбициозные задачи для инженеров будущего — от создания новых материалов до освоения космоса, — заключает Аркашев. — Но важно, чтобы наши выпускники реализовали свой потенциал там, где он особенно нужен — в науке и промышленности России».

Опыт ижевского лицея №29 демонстрирует, как системный подход к подготовке инженеров позволяет не только давать качественное образование, но и формировать кадровый резерв для технологического развития страны.

Поделиться:

Автор admin

Комментарии