Южный Урал
0

В ЮУрГУ откроется Передовая инженерная школа «Сердце Урала»

В ЮУрГУ откроется Передовая инженерная школа «Сердце Урала»

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) вошел в число вузов-победителей конкурсного отбора федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) и получит в 2024 году государственное финансирование в размере 230,4 млн рублей на создание ПИШ «Сердце Урала».

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу университета, школа, которая начнет работу уже в 2024 году, призвана аккумулировать лучшие практики, передовой производственный опыт, научные достижения и обеспечить их передачу новым поколениям инженеров.

ПИШ создается в ответ на вызовы, стоящие перед российской отраслью машиностроения в целом и специального транспортного двигателестроения, в частности. В ситуации резкого повышения спроса на продукцию отрасли, предприятиям-партнерам ПИШ требуется оперативно заместить ушедшую с рынка продукцию зарубежных производителей. Растет запрос на новые, конкурентоспособные продукты, отвечающие современным требованиям по стоимости, экологичности и интеграции в цифровую среду.

Часть задач, стоящих перед отраслью, стратегические для России. Среди них реализация мегапроекта по производству средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе для обеспечения технологического суверенитета.

В то же время существует проблема нехватки квалифицированных кадров, которая частично может быть решена за счет повышения производительности труда и повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий.

Создавать передовые машины специального назначения- заложено в историческом коде ЮУрГУ при его создании, как политеха Танкограда в 1943 году, сообщил директор ПИШ Сергей Таран.

«Школа создается на базе традиций, опыта, навыков, умений и истории Челябинского политеха, а ныне Южно-Уральского государственного университета, который в свое время славился тем, что был, в первую очередь, направлен на подготовку инженеров в области машиностроения и двигателестроения. Сохранив нашу историю и потенциал, мы ставим перед собой задачу воссоздать школу специального транспортного двигателестроения. Наши выпускники-инженеры будут создавать новую, современную технику на предприятиях, которые занимаются производством, в первую очередь, дизельных двигателей и продукции на их основе», – рассказал он РИА Новости.

По его словам, на протяжении последних 10 лет в университете совместно с крупными предприятиями транспортного машиностроения уже реализуются проекты по созданию спецтехники нового поколения в рамках импортозамещения и импортоопережения.

Предполагается, что к 2030 году в ПИШ будет создано более 20 продуктов, обеспечивающих технологический суверенитет в трех магистральных направлениях: «двигатели гражданского и специального назначения», «спецтехника для умных городов» и «интеллектуальные системы управления спецтранспортом».

По каждому из направлений имеются заделы, и совместно с предприятиями-партнерами сформированы дорожные карты. Среди конкретных примеров – перспективные гибридные силовые установки, роботизированные транспортно-технологические платформы и системы управления для них.

ЮУрГУ обладает компетенциями в создании сложных машин и механизмов, востребованных рынком. Предприятия-партнеры и университет уже сейчас располагают парком уникального испытательного и исследовательского оборудования. Для реализации задач ПИШ необходимо дальнейшее развитие и совершенствование научно-образовательной инфраструктуры. Соответствующие расходы уже заложены в инвестиционные программы предприятий партнеров, поддержку оказывают правительство Челябинской области и Союз машиностроителей России.

Образовательная модель ПИШ «Сердце Урала» строится как ответ на задачу, поставленную партнерами: подготовить инженеров – конструкторов, технологов и техностартеров – и команды специалистов, обладающих компетенциями в нескольких инженерно-технических областях и способных решать актуальные задачи промышленного комплекса Большого Урала.

«Уже сейчас мы начинаем работать со студентами магистратуры университета и применять новые образовательные практики, поскольку перед ПИШ стоит задача провести первый целевой выпуск уже в 2024 году. Также предстоящим летом мы будем набирать абитуриентов в магистратуру ПИШ. Мы будем работать со студентами с первого курса бакалавриата, наша задача – их вовлечь в инженерные науки, чтобы, окончив университет, они осознанно шли работать на предприятия», – рассказал Сергей Таран.

С 2018 года в вузе реализуется модель проектно-ориентированного образования, которая включает в себя проектно-ориентированные магистратуру и бакалавриат и факультативную проектную деятельность. ПИШ будет готовить специалистов с компетенциями в двух и более инженерно-технических областях и с навыками предпринимательства.

Для этого будет внедрен комплекс новых образовательных программ. В первую очередь, будет создана магистратура двух типов: профессиональная, которая будет готовить кадры для отрасли, и исследовательская – для подготовки научно-педагогических кадров.

Для студентов ПИШ разработаны программы базового высшего образования «Перспективные двигатели» и «Специальная техника умного города». Обучение будет проводиться по заданиям индустриальных партнеров в проектных командах под руководством опытных наставников. Стажировки и сопровождение проектов со стороны предприятий-партнеров помогут готовить команды инженеров, способные в короткие сроки интегрироваться в производство.

До 2030 года планируется подготовить свыше 1500 инженеров, вовлечь в инженерное творчество более 40 тысяч школьников, переподготовить и повысить квалификацию более чем 700 сотрудникам предприятий отрасли.

Проект ПИШ предусматривает постепенное развертывание научной и образовательной инфраструктуры, отметил Сергей Таран.

«Мы будем создавать образовательные программы нового качества и формировать пять образовательных пространств в четырех городах БольшогоУрала. Центральным объектом станет Межуниверситетский кампус мирового уровня Челябинской области. Одновременно с этим создается распределенный индустриальный комплекс, включающий крупный инженерно-исследовательский центр в городе Миассе, лабораторный комплекс в Нижнем Тагиле, кампус для подготовки кадров и развития инновационного потенциала региона в Кургане», – сообщил он.

Университет объединит в Кольцо ПИШ пять ключевых индустриальных партнеров на территории Большого Урала, семь технологических лидеров и 14 университетов по всей России. По замыслу создателей, это позволит участникам проекта обмениваться компетенциями, образовательными ресурсами, студентами и командами, отбирая и концентрируя лучшие практики в интересах отрасли и воспитания новых инженеров.

Поделиться:

Автор admin

Комментарии