В России и Мире
0

Опасная зона: МВФ увидел угрозу доллару в санкциях против России

Опасная зона: МВФ увидел угрозу доллару в санкциях против России

Антироссийские санкции рискуют подорвать роль доллара как главной мировой резервной валюты. К такому выводу пришли в Международном валютном фонде. Есть угрозы и для американского госдолга.

Как сообщает РИА Новости, мир давно склоняется к альтернативной финансовой системе. Экономическая атака на Россию ускорила эти процессы.

Американцы повсеместно применяют санкции в политических целях. Могут себе это позволить: главная резервная валюта мира открывает широкие возможности вплоть до экстерриториальных торговых ограничений.

Но возникает и эффект бумеранга. В прошлом году на это пыталась обратить внимание исследовательская служба конгресса. Те, кому объявили санкции, делают все, чтобы ослабить зависимость от доллара.

Тот доклад остался практически незамеченным, и Вашингтон после начала военной спецоперации России на Украине пустился во все тяжкие, перейдя границы разумного.

В МВФ забили тревогу. Доллару сильно угрожает фрагментация международной валютной системы. Этот процесс сейчас резко ускорился.

Как указала Гита Гопинат, первый заместитель директора-распорядителя МВФ, разные группы стран, торгующих друг с другом, формируют валютные блоки. Доля доллара в международных расчетах сжимается. Лидерство рано или поздно придется уступить. Предполагается, что в итоге возникнет система из трех валют: доллара, евро и, вероятно, юаня.

Еще 30-40 лет назад на американскую денежную единицу приходилось более 70% транзакций. Региональные валюты были слишком слабыми и малоинтересными.

У евро — 36,65%, у британского фунта — 6,3%. Четвертое место в январе 2020-го занимала японская иена с 3,32%. Сейчас — китайский юань с 3,2% (у иены — 2,79%). В топ-10 также вошли канадский, австралийский, гонконгский, сингапурский доллары и тайский бат.

В ЕС с 2019-го действует механизм INSTEX, направленный «на упрощение законных коммерческих транзакций между европейскими экономическими игроками и Ираном» и позволяющий торговать с Тегераном в обход финансовой системы США. Чтобы избежать реального денежного обращения, в INSTEX используют кредитные баллы.

В 2016-м резервной валютой Международного валютного фонда стал юань — валюта развивающейся страны удостоилась такой чести впервые. Это результат масштабной международной программы КНР «Один пояс — один путь». Следующий важный шаг — запуск торговли на Шанхайской бирже нефтяными фьючерсами, номинированными в китайской валюте. Правда, экспансии юаня мешают отсутствие свободной конвертации, нестабильность и непрозрачная финансовая система.

Есть еще цифровой юань, расчеты с которым происходят быстрее, чем с американскими системами SWIFT и CHIPS. А в рамках проекта «Один пояс — один путь» это может защитить страны-участницы от санкций Вашингтона.

Как считают в Financial Times, нынешняя геополитическая напряженность послужит триггером активного внедрения цифровых финансов — как криптовалют и стейблкоинов, так и цифровых денег, эмитируемых центральными банками.

Пока национальные денежные единицы выглядят наиболее простой и логичной альтернативой доллару.

Если в 2015-м почти 90% сделок между Россией и КНР были в долларах, то в 2020-м — 46%. А расчеты в национальной валюте Китая и евро выросли до исторических максимумов — 24 и 30% соответственно.

В торговле Евразийского экономического союза (ЕАЭС) доминирует рубль — с долей больше двух третей. Для торгового оборота России с Белоруссией этот показатель — 82%, с Казахстаном — 63, с Киргизией — 58%.

И, как отметил в интервью РИА Новости министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев, это не предел. Дальнейшее наращивание доли национальных валют во взаимных расчетах стран ЕАЭС, по его словам, зависит от углубления экономических отношений, структуры торговли и степени ее диверсификации.

Cейчас в планах ЕАЭС — формирование единой независимой международной валютно-финансовой системы, которая еще больше снизит зависимость от доллара и упростит взаимодействие России с дружественными странами. Этим могут заинтересоваться также Китай, Индия, Иран, Турция.

Пока неясно, на базе какой валюты создадут новое платежное средство. Однако экономисты не исключают, что в ЕАЭС полностью перейдут на рубль, поскольку Россия — самая экономически мощная в организации.

По данным The Wall Street Journal, Саудовская Аравия обсуждает с Китаем возможность продажи нефти за юани. Переговоры, отмечает газета, вызваны разладом между Эр-Риядом и Вашингтоном. Саудовцы недовольны политикой США в сфере безопасности. В том числе это касается вмешательства в гражданскую войну в Йемене и ядерной сделки с Ираном.

Переход на взаиморасчеты в национальных валютах в МВФ сочли неблагоприятной для доллара тенденцией. «Страны, как правило, накапливают средства в валютах, которыми они торгуют с остальным миром и в которых занимают у остального мира. Скоро мы увидим, как изменится структура резервных активов», — подчеркнула Гита Гопинат.

За последние два десятилетия доля доллара в международных резервах упала с 70% до 60%. Причина все та же — усиление роли других валют. Около четверти «отъел» китайский юань. Хотя пока в нем номинировано менее трех процентов резервов центральных банков.

Есть и другой аспект. Наращивая санкционное давление, Вашингтон фактически применяет доллар в качестве финансового оружия. А это сигнал остальным: американские активы ненадежны, нужна диверсификация. Россия, надо отметить, заблаговременно распродала практически весь американский госдолг.

Конечным результатом «превращения доллара в оружие в новую эру санкций» станет его обесценивание, предрекает Bank of America.

Поделиться:

Автор admin

Комментарии